Эксперты утверждают: Излишки летнего дизеля не станут преградой для поставок зимних сортов

0
Дизельное топливо

Стабилизация внутреннего рынка топлива заслуживает внимания, поскольку цены на оптовый бензин и дизель снизились практически во всех регионах страны. Важно отметить, что объемы топливных запасов в России значительно увеличились, увеличившись почти на 430 тысяч тонн, как сообщил вице-премьер Александр Новак в интервью телеканалу «Россия 24».

Одновременно с этим, после введения запрета на экспорт бензина и дизельного топлива (ДТ), Россия увеличила экспорт сырой нефти за границу на 24%, достигнув 3,72 миллиона баррелей в сутки. Этот рост совпал с возобновлением полноценных отгрузок после проведения технического обслуживания портов Козьмино и Приморск. Стоит отметить, что ранее эксперты предупреждали о возможном резком увеличении экспорта сырья без переработки, связывая это с запретом на поставки ДТ за рубеж с 21 сентября.

Опасности, связанные с таким сценарием, ясны: уменьшение производства дизельного топлива (ДТ), возможный его дефицит и повышение цен. Следует учесть, что начавшиеся 1 октября в России биржевые торги зимним ДТ усугубляют ситуацию, поскольку спрос на него находится в росте, в то время как спрос на летние сорта топлива снижается. Зимнее ДТ, в основном предназначенное для внутреннего рынка, ограничено в объемах, что, как правило, сопровождается ростом цен. И в текущем году мы видим аналогичное явление: биржевые цены достигли рекордных 73 096 рублей за тонну. Это неудивительно, ведь зимнее ДТ всегда стоило дороже летнего ввиду его специфики.

На удивление, но 4 октября биржевые цены на бензин и летнее дизельное топливо снова показали рост, восстановив половину упущенных позиций с начала недели. Это вызывает двойное удивление в контексте медийных докладов о переполненных хранилищах «Транснефти», где зимнее дизельное топливо находится, не найдя свое применение. Эксперты рассматривали возможный избыток в производстве этого топлива в результате ограничений на его экспорт, который мог составлять до 1 миллиона баррелей в день. Это означает, что за десять дней могло накопиться около 10 миллионов баррелей, что, по всей логике, должно было оказать давление на цены. Однако, как на биржевых, так и на внебиржевых рынках (по прямым контрактам между продавцами и покупателями) цены все равно продолжили свой восходящий тренд.

Получается удивительно загадочная обстановка. Повышение экспорта сырой нефти, за счет уменьшения производства летнего дизельного топлива для экспорта, казалось бы, не должно влиять на внутренние цены, но они все равно растут. С заполненными хранилищами, летнее дизельное топливо, судя по биржевым данным, востребовано на внутреннем рынке, где снова появились признаки дефицита, но оно остается непроданным.

Дмитрий Гусев, зампред набсовета ассоциации «Надежный партнер,» считает, что если нефтяные компании начали бы активно поставлять летний дизель из резервуаров «Транснефти» (если такие объемы там имеются), то, возможно, хранилища бы освободились. В настоящее время происходящее больше похоже на инструмент давления со стороны нефтяных компаний на правительство и рынок, возможно, чтобы добиться частичного разрешения на экспорт, считает этот эксперт.

Экспорт дизельного топлива зимой стремительно снижается. Зимний сорт не интересен европейцам и Турции, по словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. Следовательно, нам необходимо выждать до октября, и в определенной мере ситуация начнет нормализовываться сама по себе. Однако это не окончательное решение проблемы, поскольку у нас отсутствуют специальные хранилища для дизельного топлива, и объемы его производства превышают потребности внутреннего рынка. Если строгий запрет на экспорт сохранится, это приведет к появлению различных несовершенств по всей цепочке, как отмечает эксперт.

Однако у этой ситуации есть и обратная сторона. Потребление снизить цены у производителей можно, но учитывая долю налогов в стоимости литра топлива (по оценке председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального — 85%), у нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) остается небольшой запас прочности. Следует также учитывать, чем могут жертвовать для снижения цен: это зарплаты работников, бонусы, операционные расходы предприятий и, в конечном итоге, качество производимой продукции. Это касается исключительно оптового сегмента рынка.

С розничными продажами, на которые сейчас акцентируется внимание, ситуация выглядит еще менее утешительно. Многие заправки, которые в 2022 году показывали хорошую маржинальность, теперь снова испытывают убытки. Именно отсюда произошло резкое увеличение цен на тех заправках, которые не являются частью больших сетей. В настоящее время, под давлением антимонопольных расследований ФАС, они начали снижать цены, но это не делает их бизнес более прибыльным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *